Тема: Перелётные птицы

 Перелётные птицы 





Существительные: Птица, грач, ласточка, гусь, утка, селезень, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей, стая, клин, косяк, вереница, отлёт, перелёт, голова, глаз, клюв, туловище, грудка, крыло, хвост, лапка, оперение, перо, пух, яйцо, гнездо, скворечник, птенец, корм, насекомое.

Прилагательные: Перелётная, водоплавающая, быстрая, пёстрая, певчая, заботливая, юркая, голодная, сытая, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная.

Глаголы: Петь, кричать, щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, плавать, нырять, сидеть, клевать, вить, нести, высиживать, заботиться, кормить, голодать, кружить.

Наречия: Громко, весело, холодно, голодно, быстро.


Родителям рекомендуется:

 — вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы улетают в теплые края на зиму;

 — назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными;

 — рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных птиц.


Дидактическая игра «Улетает — не улетает». 

(Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая)


«Как улетают птицы?» 

Нужно взять много пуговиц (бусинок, камней других мелких предметов) и разложить их так, как улетают:


 «Чем питаются птицы?» (полный ответ, составляем предложения)
Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

«Четвёртый - лишний» (назвать лишнее и объяснить свой выбор)
Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это - птица, а остальные - животные) Скворец, собака, кукушка, соловей.
Воробей, голубь, журавль, синица.
Грач, лебедь, утка, ворона

 «Кого много в лесу?в поле?» (словоизменение)
В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка, цапля, стриж)

«Сосчитай 1,2,5» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):
Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек. (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль, цапля)

«Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):
Птица улетает, а птицы ... (улетаЮТ)
(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

«Услышь последний звук в слове»  
(Ребята, давайте протянем голоском каждое слово, как-будто эхо провожает птиц и услышим последний звук в каждом слове. Какой это звук? Гласный или согласный? Почему? Слова: ПтицЫ, стрижИ, аистЫ, скворцЫ.

Оразуй признак (от предметов)
лебедь – лебединая … соловей — … журавль — … утка — … птица - ...

Назови птенцов: грач – грачонок… утка — … кукушка — …скворец 

Один – много (множественное число): лебедь – лебеди , птица — … грач — …,  скворечник — … , журавль — … , соловей — … , перо – … , аист — … , клюв — …

Есть – нет (родительный падеж): лебедь – нет лебедя , птица — … , грач — … , скворечник — …,  журавль — … , соловей — …,  перо – … , аист — …,  клюв — …

 Отгадайте  загадки:
Я проворна, легкокрыла,
 Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит, дождик где-то близко.   (ласточка)

На шесте дворец,                     
Во дворце певец,
А зовут его … (скворец)

          “Образуй новые слова по образцу: У журавля длинные ноги – длинноногий журавль.

Длинный клюв  –
Короткий хвост –
Чёрные глаза  –
Острый клюв –
Большое крыло –

    Упражнение«Подбери по аналогии»:
У людей дети, а у птиц ….
У человека нос, а у птиц ….
У животных шерсть, а у птиц …
У людей ногти, а у птиц …

                   Назови ласково

Птенец — птенчик
 перо — перышко
 голова — головка, головушка
 соловей — соловушка
  шея — шейка
крыло — крылышко
скворец — скворушка
 гусь — гусек, гусенок
утка — уточка
лебедь — лебедушка
 гнездо — гнездышко
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька
аист — аистенок
цапля — цапелька.





  Уважаемые родители! Ваш ребенок пропустил занятие?  Предлагаю организовать занятия по лексическим темам дома. Выбирайте тему, которую вы п...