Использование элементов литотерапии в логопедической работе
На своих занятиях логопед не только
развивает речь, но и ведет работу по коррекции личностных нарушений,
преодолению моторного недоразвития. Уже давно ни для кого не секрет, что
развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и
тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания,
памяти, мышления и речи. Существует
зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости
расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение,
возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры
речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки
пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится
отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). Слаженная и умелая
работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает
положительное воздействие на весь организм в целом. Хорошо развитая
речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в
школе.
Вот почему нам, логопедам, приходится
изыскивать разные методы и приемы, оказывающие физиотерапевтическое и
психотерапевтическое воздействие без специального оборудования. Одним из таких
приемов является литотерапия – использование лечебных свойств камней.
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с
помощью натуральных камней. В более широком понимании, литотерапия - это любое
использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина). Применение
литотерапии в логопедической практике – это контролируемое использование
свойств минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и
коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка и коррекции отдельных черт его
характера.
Камень – это лекарство, которое ощущают
и чувствуют, трогают и слушают, удивляются и восхищаются.
Камни
разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, купить в
магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на
ощупь.
Примеры использования
элементов литотерапии на логопедических занятиях:
- перебирание камней, раскладывание
по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и
самостоятельно;
- в сочетании с пескотерапией
(выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание и выкапывание камней, спрятанных
в песке логопедом);
- массаж рук и пальцев (сжимание
камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев
камешками)
- пальчиковая гимнастика с элементами
литотерапии
- логопедические игры с
использованием камней.